Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для
чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот
зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык
- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика
просто необходима.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется
артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и
подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе
органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
· выработка полноценных движений и определённых положений органов
артикуляционного аппарата;
· объединение простых движений в сложные для правильного произношения
звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза
в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе
и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет
какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений,
лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые
игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Упражнения для мышц
мягкого неба и глотки.
1. Позевывание.
2. Глотание капелек воды,
слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо,
стимулируя глотание.
3. Полоскание горла.
4. Резкое отрывистое
произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
5. Покашливание.
Упражнения для нижней
челюсти.
1. Открывание и раскрывание
рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти
влево-вправо.
Упражнения для щек.
1. Надувание щек: обеих
одновременно и попеременно.
2. Перегонка воды из одной
щеки в другую.
3. Втягивание щек в ротовую
полость между зубами.
Упражнения для губ и
языка.
«Улыбка» - улыбнуться, зубы
разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до
10.
«Заборчик» - улыбнуться , зубы
сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» - рот приоткрыт,
боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка
придерживать «трубочку» верхними зубами.
«Бублик» - сомкнутые губы
округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до
5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» -открыть рот,
широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком
положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» - широко раскрыть
рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его
края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до
10.
«Часики» - улыбнуться,
вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то
к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» - широко открыть
рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть,
широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!),
нижней губой не помогать.
«Иголочка» - (суживание и
заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком
положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Индюк» - открыть рот,
широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл –
бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
«Горка» - широко открыть
рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка.
Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» - открыть рот,
широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от
верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать
язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до
5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка» - улыбнуться,
присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот,
растягивая подъязычную связку.
«Конфета» - рот закрыть,
напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
«Наказать непослушный
язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами,
произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать
губами. Повторить каждое движение 7 раз.
«Почистим зубки» - открыть рот,
широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения
языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.
«Лошадка» - улыбнуться,
щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.
«Барабанщик» - приоткрыть рот,
улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри,
произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.
Упражнения для
активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
1. Опускание головы вниз.
2. Запрокидывание головы
назад.
3. Поворот головы
вправо-влево.
4. Наклоны головы
вправо-влево.
5. Руки в «замке» на
затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
6. Сжатые в кулак кисти
подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при
разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани.
В русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом,
целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к
правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других
людей, в окружении которых малыш растет и развивается.