Что такое нарушения речи?
Нарушения речи –
отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой
среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа,
ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических
механизмов речевой деятельности.
Причины нарушений:
- Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.
- Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
- Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
- Частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Наследственные факторы.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Общее недоразвитие речи — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой,
лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых
расстройствах у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием.
Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень
выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.
Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не
откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:
- речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
- ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
- речь не сформировалась к 4-5 годам;
- несогласованность речи, ребенок неправильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.
Классификация
ОНР
Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в
зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:
Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для
общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно
применяя жесты, мимику;
Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3
слов, однако речь слабая, словарный запас беден;
Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений,
грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а
также смысловой стороной речи.
Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас
не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку
трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление недостаточно
развиты.
Для коррекции общего недоразвития речи требуется
комплексный подход, основной целью которого будет реализация наиболее
эффективного и правильного преодоления данного нарушения. В рамках этого
подхода предусматривается комплексная коррекционная работа нескольких
специалистов: логопеда, нейропсихолога, в некоторых случаях нейролингвиста и
психотерапевта.
Используемая
литература:
Понятийно-терминологический
словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
Логопедия:
Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.
Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Филичева
Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.
Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.