Что такое нарушения речи?

 

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Причины нарушений:

  • Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.
  • Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
  • Частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  •  Наследственные факторы.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Общее недоразвитие речи — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.

Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:

  • речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
  • ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
  • речь не сформировалась к 4-5 годам;
  • несогласованность речи, ребенок неправильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.

Классификация ОНР

Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:

Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;

Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;

Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.

Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление недостаточно развиты.

Для коррекции общего недоразвития речи требуется комплексный подход, основной целью которого будет реализация наиболее эффективного и правильного преодоления данного нарушения. В рамках этого подхода предусматривается комплексная коррекционная работа нескольких специалистов: логопеда, нейропсихолога, в некоторых случаях нейролингвиста и психотерапевта.

 

Используемая литература:

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

Популярные сообщения