Алалия
Алалия —
расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или
же развитие речи с большим опозданием) при условии нормального слуха и
интеллекта.
При алалии речь у ребенка может отсутствовать
полностью (ребенок просто молчит), либо частично (говорит отдельные звуки или
нечленораздельные слова, непонятные окружающим). Данная патология вызвана
органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (произошедшим
внутриутробно или в первые три года жизни).
Детям с алалией необходимо неврологическое и логопедическое
обследование. Рассмотрим классификацию алалии:
- моторная алалия (экспрессивная) — ребенок в состоянии слышать и понимать речь взрослых, но испытывает трудности в воспроизведении (не говорит, или говорит очень плохо);
- сенсорная алалия (импрессивная) — ребенок не в состоянии понимать речь других людей (на родном для него языке), или воспринимает ее очень тяжело (при условии нормального слуха);
- сенсорно-моторная алалия (мотосенсорная) — смешанный тип патологии — ребенок испытывает трудности как с пониманием, так и с активной речью (как правило, наблюдается преобладание одного нарушения над другим).
Симптомы
алалии
Рассмотрим основные признаки алалии у детей,
характерные для того или иного вида данной речевой патологии. Для моторной
алалии характерны следующие симптомы:
- нарушение координации;
- слабое развитие движения рук;
- сниженная работоспособность;
- замена одних слов другими;
- отсутствие желания говорить;
- обидчивость/замкнутость/агрессивность.
Речь у детей с моторной алалией может проявиться
только к 4 годам. Также, стоит отметить, что такому ребенку трудно выражать
свои мысли посредством слов. Теперь рассмотрим характерные симптомы сенсорной
алалии:
- трудности в восприятии чужой речи;
- повторение слов/звуков за кем-то;
- смешение или замена букв в словах;
- соединение разных частей слов между собой;
- слияние нескольких слов в одно;
- отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.
Дети с сенсорной алалией отличаются импульсивностью и
повышенной активностью, однако, в то же время, ребенок может быть замкнут или
чем-то подавлен.
Стоит отметить, что в чистом виде сенсорная алалия
наблюдается редко. Как правило, чаще встречается смешанная (сенсомоторная)
алалия.
Обследование
алалии
Если Вы заметили те или иные признаки алалии у своего
ребенка, рекомендуем Вам обратиться за консультацией к логопеду. Специалист в
ходе обследования принимает во внимание ряд факторов, помогающих разграничить
детей с алалией от детей, страдающих другими нарушениями речи. При сборе
сведений о ребенке, обращается внимание на отсутствие или ограничение лепета.
Родители отмечают, что ребенок молчалив, также они говорят о том, что ребенок
понимает речь, но не желает говорить. Зачастую, родители расценивают отсутствие
нормального общения как упрямство и лень со стороны ребенка.
Вместо речи у ребенка идет активное развитие мимики и
жестов, которые используются при общении. Первые слова начинают появляться
позднее положенных сроков, а фразовая речь начинает формироваться примерно к 6
годам. Стоит отметить, что почти во всех случаях, родители отмечают, что в
остальном, дети развиваются нормально.
Список
используемой литературы:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ
по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с
Комментарии
Отправить комментарий