Дизартрия
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи,
вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с
центральной и периферической нервной системой.
А недостаточная работа
нервов является следствием органического поражения нервной системы. Именно
поэтому диагноз «дизартрия» ставится врачом-неврологом и вся коррекционная
работа, проводимая логопедом, должна проводиться в тесной взаимосвязи с врачом.
Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же
лечение назначается неврологом.
Коррекция дизартрии возможно
только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды
терапевтического воздействия:
- Лекарственные средства.
- Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
- Общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. Лечение сопутствующих заболеваний.
- Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Логопедическое воздействие
при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
- массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
- артикуляционную гимнастику;
- исправление произношения звуков речи;
- исправление речевого дыхания и голоса;
- работу над выразительностью речи.
Во всех видах лечения
ребенка с дизартрией чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде
всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего
делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые
результаты.
В чем проявляется дизартрия?
- это нарушение звукопроизношения. В случае стертой степени дизартрии речь не имеет резкого отличия от своих сверстников. Несколько плохая дикция и невыразительная речь. Ребенок с дизартрией чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому может быть добавлено искаженное произношение звуков [р, л], или их отсутствие. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто «каша во рту». Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения.
- дети с дизартрией плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т.к. им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ.
- для детей с дизартрией характерна недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий), нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается), темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена.
- у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками, особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка, работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян) – для них — сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки, медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ножке.
- у детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ.
- у детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.
Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили
диагноз «дизартрия»:
- 1 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;
- четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в детском саду материал, автоматизировать поставленные ребенку звуки;
- приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;
- развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.
Используемая
литература:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ
по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с